Памятник великому русскому композитору Петру Ильичу ЧАЙКОВСКОМУ находится на Большой Никитской улице 13, перед входом в здание Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского . Он был открыт в 1954 году в честь столетнего юбилея композитора и относится к федеральным объектам культурного наследия. Автор этого прекрасного произведения искусства – скульптор-монументалист Вера Игнатьевна МУХИНА, выдающийся мастер двадцатого века. Ей также принадлежит величайшее творение советской монументальной пропаганды – монумент «Рабочий и колхозница», прославивший советскую скульптуру на Всемирной выставке, состоявшейся в 1937 году в Париже. Впервые образ Чайковского Вера Мухина воплотила в скульптуре в 1929 году, когда создала его бюст для дома-музея композитора в Клину, по просьбе Николая Тимофеевича ЖЕГИНА, тогдашнего директора дома-музея. Приступая в 1945 году к выполнению персонального заказа на создание памятника Чайковскому в Москве, Вера Игнатьевна была уже известным скульптором и признанным мастером, лучшей женщиной-скульптором в СССР. Поначалу планировалось, что Чайковский будет изображён стоя, дирижирующим оркестром, но из-за отсутствия достаточной площади для размещения скульптурной группы от этой задумки пришлось отказаться. Да и дирижёрская деятельность не была главнейшей в творчестве П.И. Чайковского, так как он наиболее известен как композитор, автор великих опер, балетов, симфоний и романсов, музыкальный критик и педагог. Решётка «Нотный стан» Первый вариант памятника Чайковскому, полностью разработанный в 1945 году, не был принят специально созданной комиссией. Лишь спустя два года, на заседании Художественно-экспертного Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, был принят второй вариант памятника, представленный скульптором В.И. МУХИНОЙ. Окончательный вариант скульптурной композиции был принят лишь после многочисленных правок и изменений, коснувшихся как общего вида памятника, так и его «идеологической правильности». Вера Игнатьевна не дожила до открытия памятника, состоявшегося в 1954 году, она скончалась 6 октября 1953 года. Скульптурную часть монумента завершили её ученики: скульпторы Нина Зеленская и Зинаида Иванова, авторами постамента стали архитекторы Александр Заварзин и Дмитрий Савицкий. Скульптура «Арфа» Монумент был новаторским для своего времени, так как в одном ансамбле сочетались и скульптура, и архитектурное оформление. Памятник расположен у главного фасада здания консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса и внутреннего двора перед ним. Ажурный вензель «1840» В итоговом варианте, устроившем и автора, и приёмную комиссию, состоявшую из партийных и советских функционеров, фигура композитора, отлитая из бронзы, изображена сидящей перед пюпитром. Пётр Ильич сидит в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь, в состоянии творческого поиска и вдохновения. Правая рука с карандашом готова к записи родившихся музыкальных фраз, левая повторяет ритм, звучащий в голове композитора. Материалом для пьедестала послужил красный гранит, на передней стороне которого написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу ЧАЙКОВСКОМУ». Монумент окружён мраморной скамьёй, а вся композиция обнесена ажурной бронзовой оградой. Ажурный вензель «1893» Вот как сама Вера Игнатьевна МУХИНА описывала обрамление вокруг памятника Чайковскому перед зданием Московской Государственной консерватории: «Полуовальная вогнутая решетка над огромным полукругом скамьи идёт направо и налево двумя крыльями от постамента до существующих въезда и выезда. На кованой решетке, разделённой на шесть частей, нанесены некоторые темы главных музыкальных форм, в которых сочинял Чайковский, как то: симфонии, оперы, балета, романса, концертов. Туда же внесены его инициалы и даты рождения и смерти. Решётки с двух сторон кончаются двумя скульптурными изображениями арф и таким образом звуки на решетке как бы продолжают звучать в струнах арф». Ажурный вензель «П.И.» Решётка кованой ограды выполнена в виде нотоносца, на котором расположены музыкальные знаки.